Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы

30 января 2014 - Администратор
Продолжим наше исследование.
4-го июня 1903 года:
На торжество освящения церкви 148-го пехотного Каспийского полка в Новом Петергофе 5-го июня отправляются от Кронштадтского городского управления, заступающий место городского головы отставной генерал-майор Меньшой, члены городской управы А.Ф. Ушаков и Т.А. Щеголев и секретарь городской управы П.А. Хвицкий, которые подносят Каспийскому полку образ-складень с изображениями: в середине Рождества Христова (полковой праздник) и по краям Святой Великомученицы Анастасии (полковая церковь во имя Святой Анастасии) и Святого Андрея Первозванного (покровитель Кронштадта) и адрес следующего содержания: «Тридцать лет, в течении которых доблестный 148-й пехотный Каспийский полк находился в Кронштадте оставили среди нас граждан самые светлые воспоминания и, за долгие годы мы привыкли считать славный Каспийский полк своим исконным гражданином и любимым членом нашего общества.
Расставаясь с полком и от всей души желая ему дальнейшей славы и процветания, мы просим принять от нас на добрую память и благословение Святую икону.
Искренно поздравляем Вас с сегодняшним великим событием в жизни полка – освящением полкового храма».
Адрес заключен в бювар сафьяновой кожи цвета полка (темно-зеленый). На обложке герб города Кронштадта и соответствующая надпись.
Образ-складень подносимый полку городом со вчерашнего дня выставлен для обозрения в окне магазина «Котлина».
Освящение церкви.
Так как главный престол церкви был устроен во имя великомученицы Анастасии, то и торжество освящения состоялось 5-го июня 1903 года.
В этот день, день рождения великой княжны Анастасии Николаевны, в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, в 10 часов утра, началось торжество освящения сооруженной церкви при казармах 148-го пехотного Каспийского полка.
По случаю праздника, казармы и вся дорога, ведущая к церкви от вокзала «Новый Петергоф», украсили флагами, арматурами и вензелевыми изображениями инициалов Их Величеств и Августейшей Семьи: воздвигли несколько арок с золочеными 3-сторонними государственными гербами.
Блиставшую красотой, с тремя покрытыми алюминием главами и колокольнею, церковь, окружили пальмами и другими тропическими растениями и клумбами цветов.
Около церкви был выстроен прибывший из летнего лагеря батальон Каспийского полка с хором музыкантов на правом фланге.
На торжество освящения ещё до прибытия  императорской четы собрались: гофмейстерина императрицы Александры Федоровны светлейшая княгиня Мария Михайловна Голицына, свитные фрейлины Ея Величества княгиня Елизавета Николаевна Оболенская и Александра Александровна Оленина, министр  Императорского Двора и Уделов барон Владимир Борисович Фредерикс, за военного министра генерал-адъютант Виктор Викторович Сахаров, помощник командующего Императорскою главною квартирою генерал-адъютант граф Александр Васильевич Олсуфьев, временно командующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа генерал от инфантерии Александр Алексеевич Ребиндер, командир армейского корпуса генерал-адъютант барон Феофил Егорович Мейендорф, обер-церемониймейстер граф Василий Александрович Гендриков, члены строительной комиссии во главе с председателем генерал-майором Павлом Павловичем Дягилевым, депутация от Кронштадта, городское начальство Петергофа и другие.
Незадолго до приезда императорских особ места у церкви заняли великие князья Дмитрий Константинович, Петр Николаевич, Михаил Николаевич и Георгий Михайлович, принц Пётр Александрович Ольденбургский и герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий.
К 10 часам утра из Александрии прибыли в открытом экипаже император Николай II и императрица Александра Фёдоровна.
При их появлении музыка заиграла встречу. Император, поздоровавшись с великими князьями и высшими начальствующими лицами, обошел при восторженных кликах «ура» выстроившихся фронтом каспийцев.
Председатель комиссии по сооружению церкви генерал-майор Павел Павлович Дягилев преподнёс императрице Александре Федоровне роскошный букет цветов.
После обхода каспийцев император с императрицей направились в церковь, где при входе их встретил с крестом и святою водою протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский с другими священниками.
Приложившись к кресту и приняв окропление, Николай II и Александра Фёдоровна вошли в церковь.
Император был в форме 12-го гренадерского Астраханского имени императора Александра III полка. Дежурными при Николае II были: дворцовый комендант генерал-адъютант Петр Павлович Гессе, командир Собственного Его Величества Конвоя Свиты Его Величества генерал-майор барон Александр Егорович Мейендорф и флигель-адъютант великий князь Кирилл Владимирович.
За императором с императрицей и начальствующими лицами в церковь вошли нижние чины полка, после чего начался обряд освящения ее во имя Святой Великомученицы Анастасии, завершившийся крестным ходом, в котором приняли участие Их Величества и Их Императорские Высочества.
По окончании чина освящения, состоялась божественная литургия, закончившаяся многолетием императору, императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне, наследнику и всему Царствующему Дому.
Протопресвитер А.А. Желобовский во время богослужения произнес «краткое прочувственное слово».
По окончании литургии, приложившись ко кресту и приняв просфору, император Николай II с императрицей Александрой Федоровной вышли из церкви.
Император сначала подошел к командиру полка полковнику барону Ф.Ф. Таубе и, переговорив с ним, направился с императрицей к экипажу.
Заняв место в экипаже, Их Величества, сопровождаемые восторженными криками «ура» каспийцев и присутствовавших, отправились в Александрию.
Прошли торжества освящения, и церковь стала использоваться полком по своему прямому назначению.
Служил в церкви священник Нелюбов Александр Иосифович. Александр Иосифович окончил семинарию со степенью студента. С 1893 года учительствовал в церковно-приходской школе Тульской епархии. В 1898 году был назначен священником Новогеоргиевского военного госпиталя. В 1900 году – священником 148-го пехотного Каспийского полка. В 1904-1905 годах – в действующей армии против японцев.
В 1905 году – эвакуирован и назначен священником Торнеоской военно-местной церкви.
Вскоре мирная жизнь полка была нарушена, и он в составе корпуса отправился на Дальний Восток. На войне с полком была походная церковь, а во вновь построенном храме совершались богослужения для 148-го пехотного запасного батальона.
Война для России сложилась неудачно, основные сражения армия и флот проиграли. Полк принял участие в двух сражениях: на реке Шахэ и при Мукдене.
Особенно тяжелые потери 148-й пехотный Каспийский полк понес в сражении на реке Шахэ 1-го октября 1904 года и по прибытии с войны в Петергоф ввел традицию в этот день ежегодно проводить в полковой церкви заупокойную литургию по павшим в боях (на­сколько были велики потери полка, можно судить потому, что из 42-х офицеров, бывших в бою, осталось в строю рот - только 6. А всего в этот день: выбыло из строя 33 офицера и 1177 нижних чина). Война окончилась подписанием Портсмутского мирного договора.
25 февраля 1906 года в Петергоф прибыл первый эшелон с каспийцами. Встречабылаторжественной, депутации от города и петергофских гвардейских полков поднесли вернувшимся хлеб-соль, а город чествовал солдат обедом. В полковую церковь торжественно перенесли образ Спасителя - икону, которой Николай II благословил каспийцев при уходе полка в Маньчжурию, в церкви уже находилась икона Божией матери - благословление полку императрицы Марии Федоровны. Обе иконы были в богатых серебряных ризах.
Тут хочется напомнить, что перед походом полк принял благословение иконами от Гвардейской кавалерии, частей Петергофского гарнизона и от самого города Петергофа, благословил полк иконою и бывший командир полка, генерал Адлерберг. Среди икон был и большой образ преподобного Серафима Саровского, написанный в иконописной мастерской Саровской обители, освященный на мощах преподобного Серафима.
Служить в церкви стал священник Образцов Павел Иоаннович. Павел Иоаннович окончил семинарию по II-му разряду. С 22 октября 1890 года - псаломщик церкви Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища. В 1892 году назначен священником Торнеоской военно-местной церкви; в 1894 году - 46-го пехотного Днепровского полка; в 1901 году - 143-го пехотного Дорогобужского полка в городе Брянске Орловской губернии.
С 1905-го по 1917 годы – священник 148-го пехотного Каспийского полка. В 1905 году - в действующей армии против японцев. Во время Первой Мировой войны был ранен.
Награжден: в 1897 году - набедренником (принадлежностью архиерейского облачения, введенной в качестве награды), 14 октября 1905 года - орденом Святой Анны 3-й степени, 9 декабря 1905 года - орденом Святой Анны 2-й степени, в 1909 году - наперсным крестом от Святейшего Синода, в 1913 году - благословением Святейшего Синода с грамотой, 4 июня 1915 года - орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами, 2 июля 1915 года - золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества. 6-го июля 1915 года возведен в сан протоиерея.
В начале 1911 года скончался барон Федор Федорович фон Таубе и Император Николай II разрешил похоронить его в Петергофе на территории городка Каспийского полка.
5 марта 1911 года в церкви в присутствии представителей Донских гвардейских полков, чинов отдельного корпуса жандармов, личного состава 148-го пехотного Каспийского полка и его бывших сослуживцев состоялось отпевание тела покойного и похороны рядом с церковью. Над могилой скоро была возведена часовня, примыкавшая к церкви.
В конце августа 1911 года, в день открытия памятника убитым каспийцам, Государь Император осчастливил полк своим трогательным вниманием: в полковую церковь был прислан высочайший подарок, - два художественных яйца – подвеска к образам алтаря (А.А. Курбатов).
            14 июня 1912 года в 10 часов утра Его Императорское Величество Государь Император осчастливил полк своим посещением. Выйдя из экипажа Государь Император принял рапорт командира полка полковника Шильдбах, а затем проследовал в полковой храм, сопутствуемый офицерами полка. У входа в храм Его Величество встретил с крестом и святой водой полковой священник, совершивший затем краткое молебствие. По осмотре храма Государь Император проследовал к памятнику павшим каспийцам.
            21-го мая 1913 года в полковой церкви была совершена заупокойная литургия, а потом и отпевание над телом погибшего во время авиационной катастрофы военного летчика поручика Балабушки М.Г.
            А вскоре началась война. Война, оказавшая огромное влияние на судьбы, как огромной страны, так и небольшой полковой церкви.
В 1917 году в казармах Каспийского полка расположился 3-й запасный пулеметный полк, отличавшийся отсутствием какой-либо дисциплины и пробольшевистскими настроениями. Священник Каспийского полка, вернувшийся с театра военных действий, Павел Иоаннович Образцов назначается протоиереем Крестовоздвиженского № 50 хирургического госпиталя Красного Креста вооруженных сил Юга России в городе Евпатория.
Храм становится приходским. Новым настоятелем храма Святой Великомученицы Анастасии стал хорошо известный в Петергофе протоиерей Виктор Малаховский.
Протоиерей Виктор Кузьмич Малаховский родился 25 июня 1863 года в семье священника Витебской губернии. В 1884 году Виктор Кузьмич оканчивает Витебскую Духовную Семинарию, в следующем году, после женитьбы, принимает священный сан и определяется на служение иерея в Невельский уезд. В 1891 годуотец Виктор Малаховский служит священником 177-го пехотного резервного Красноставского полка, несколько позже определен строевым священником Лубенского полка. В1905 году иерея Виктора Малаховского переводят в 5-й Лейб-Гвардии Драгунский Курляндский Императора Александра III полк, в 1906 году определяют в Лейб-Гвардии 2-й стрелковый батальон, расквартированный в Царском Селе. Наконец, в 1909 году отец Виктор попадает в Петергоф - служить в Петропавловском соборе Уланского полка. К этомувремениотец Виктор овдовел и один воспитывал усыновленного сына Виктора. И.П. Андреев, близко знавший отца Виктора Малаховского, рассказывал: «Служил он спокойно, не торопясь, внятно, но и не пропуская ничего. Был он очень музыкален, у него была прекрасная фисгармония, на которой он любил играть и играл прекрасно. Вспоминали прошлое, когда он служил в церкви 2-го стрелкового батальона, а мы ходили ко всенощной и к обедне (детство Ивана Петровича Андреева прошло в Царском Селе — Ред.). Там умерла его матушка и он остался с сыном. Много позже он как-то сказал мне, что, когда она умерла, он три месяца спал на ее кровати, на простынях и подушках...». Несмотря на понесенную утрату и трудности, связанные со служением полкового священника вообще, отец Виктор сохранял мягкое чувство юмора.
Прослужив два года в Уланском соборе, отец Виктор Малаховский был назначен настоятелем Петергофской церкви Знамения Пресвятой Богородицы Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка. Такимобразом, в 1920 году, став настоятелем Анастасииного храма, протоиерей Виктор Малаховский удостоился редкой чести служить штатным священником трех петергофских храмов военного ведомства. Правда, в описываемое время, само ведомство протопресвитера военного духовенства было ликвидировано, и отец Виктор в 1918-1919 годах находился за штатом, служа бухгалтером в Управлении Северо-западной железной дороги и проживая по адресу: поселок Свердлова (бывшее Демино - в 1,5 километрах к востоку от вокзала Новый Петергоф), дом 2, квартира 1.
Несколько подробнее остановимся на составе общины Анастасииного храма, так как он является характерным вообще для всех храмов Петергофа в 1920-е годы. Согласно данным на 2-е сентября 1921 года, в бывшем Каспийском храме - около трехсот прихожан, из них - 130 мужчин. Возрастные группы: прихожане от 18 до 20 лет - 30 человек, 20-30 лет - 90, 30-40 лет - 50, 40-50 лет - 100, старше 50 - 30. Хотя большинство членов общины - люди среднего возраста, в ее составе много молодежи. Этоположениеизменится к началу 1930-х годов, когда произойдет «старение» приходов. Отметим, что социальный состав прихода отнюдь не «классово враждебен» установившейся «пролетарской власти»: рабочих среди прихожан храма Святой Великомученицы Анастасии - 130 человек, советских служащих - 50, представителей прочих профессий - 120, почти нет военнослужащих, частных предпринимателей, представителей «свободных профессий». Рабочие, крестьяне, служащие, домохозяйки составляли более девяносто пяти процентов прихожан храмов Петергофа, в том числе и инославных. Кстати, численность населения Петергофа в 1920 году составляла 9169 человек, но с 1921 года, с окончанием гражданской войны, стала быстро увеличиваться.
В начале 1920-х годов на территории военного городка Каспийского полка расположился штрафной батальон. В феврале 1924 года власть объявила о намерении закрыть храм Святой Великомученицы Анастасии, мотивируя свое решение тем, что он «деморализует» военнослужащих.
24 февраля 1924 года было созвано экстренное всеприходское собрание, которое состоялось в помещении храма, и на котором присутствовало более двухсот человек; председательствовал на нем член приходского совета Василий Васильевич Сухопаров, супруг отсутствовавшего председателя приходского совета Елены Кузьминичны Сухопаровой. В отсутствиевысланного в коми-зырянский край петергофского епископа Николая, собрание протекало в обстановке весьма эмоциональной. Свое возмущение намерениями властей особенно выражали железнодорожники, в свое время помогавшие строить храм, который «строился не только для полка, но и для прихожан». Было принято решение» что в случае закрытия церкви община будет ходатайствовать о передаче ей закрытого двумя годами ранее Уланского собора. Протокол собрания подписало более 600 человек.
Спустя несколько дней В.В. Сухопаров выступил на заседании президиума Петергофского горисполкома, где рассказал о том, что до сего времени никаких сложностей во взаимоотношениях общины и батальона не возникало, более того, чтобы не мешать батальону, были устроены ворота и мостки со стороны железной дороги, чтобы не ходить через территорию воинской части, но красноармейцы ворота и мостки сожгли... Президиум горисполкома постановил церковь закрыть, в просьбе о передаче Уланского собора - отказать, так как «в десяти минутах ходьбы находится бывший дворцовый собор Петра и Павла».
После закрытия храм Святой Великомученицы Анастасии был переоборудован под клуб. Архитектор Иван Михайлович Глинин, которому поручили перестроить церковь, будучи человеком верующим, постарался внести минимальные изменения в планировку здания, тем не менее купола были сняты, в алтаре устроили сцену, на клиросе - гримерную.
С 1932 года в военном городке Каспийского полка расположилась Первая школа пограничной охраны и войск ОГПУ имени К.Е. Ворошилова, курсанты которой уничтожили часовню, в которой покоился прах Ф.Ф. Таубе. Бывшийхрампревратился в клуб-театр, в котором, кроме концертного зала разместилось несколько кружков самодеятельности. Позднее здание несколько раз перестраивалось, дважды горело. В послевоенные годы в нем был устроен Дом культуры «Самсон»; в наши дни в разрушающемся здании храма находится склад промышленного оборудования.
Протоиерей Виктор Малаховский весной 1924 года был переведен на должность настоятеля Никольского храма с. Ушаки. МногиечленыобщиныАнастасииного храма стали прихожанами Петропавловского собора.
Большей частью трагически сложились и судьбы членов строительной комиссии:
- Александр Глебович Успенский ушел из жизни 26 марта 1907 года. В то же время умерла и его жена - Евгения Нейберг, уже не было в живых сына Германа;
- Фёдор Фёдорович Таубе умер 23 февраля 1911 года, в Новочеркасске от заражения крови;
- Михаил Николаевич Гиммельман закончил службу в Российской Императорской Армии, будучи полковником 10-го Финляндского Стрелкового полка. Участвовал в Первой Мировой войне, имел ранения и награды. 14 мая 1918 года под угрозой ареста был назначен командиром 2-го пехотного полка Псковской дивизии в составе Красной Армии. Затем - начальником Опочецкого участка обороны против немецкого наступления. 15 августа 1918 года арестован Опочецкой ЧК по обвинению в «контрреволюционном заговоре против Советской власти». Из донесения о политическом состоянии Псковской губернии с 1-го августа по 5-е сентября 1918 года: «Были неорганизованные выступления крестьян. (...) О причинах восстания ведется следствие; удалось выяснить, что в беспорядках замешаны агитаторы Комитета «Спасения Родины».  Душой белогвардейской организации был командир расположенного в Опочке полка – Гиммельман». 10 сентября 1918 года приговорен к расстрелу. Впрочем, документы об исполнении приговора в деле отсутствуют. По воспоминаниям чекиста А. Степанова бежал в Литву к Савинкову. Реабилитирован 30 апреля 1999 года.
            Интересны судьбы еще двух каспийцев, имевших отношение к церкви.
Первый из них - последний командир Каспийского полка, полковник Николай Александрович Солодягин, по возвращении с фронта, станет председателем приходского совета храма, а после его закрытия переедет в Ленинград, где в 1930-м году будет арестован по делу «Весна» и приговорен к расстрелу.
За свою долгую и безупречную службу он не выполнит одного единственного приказа, Приказа № 182 от 4-го апреля 1917 года, предписывающего сдать знамя полка. С утерей полкового Знамени прекращается само существование полка, а полковник Солодягин еще верил в возрождение старой русской армии и, сохраняя полковое знамя, надеялся на восстановление Каспийского полка, с которым была связана вся его жизнь.  В последние дни  бездействующей армии он тайно перевез знамя полка в Петергоф, где и установил его на законном месте - в храме Святой Великомученицы Анастасии, свернув таким образом, что был виден только образ Спаса Нерукотворного, находившийся в центре стяга.
Ежегодно, 22 декабря, в день Каспийского полка, Николай Александрович устраивал панихиды по погибшим каспийцам. На одном из допросов он показал: «Будучи глубоко религиозным человеком, я ежегодно, после окончания революции, служил панихиду по павшим каспийцам, как в японскую, так и в германскую войну. До 1924 года, когда я проживал в Петергофе, панихиды служились в полковой церкви, после переезда в Ленинград панихиды служились в Никольском соборе. Присутствовали каспийцы. У меня было поминание, в котором были вписаны поименно ряд офицеров и общей цифрой 3800 солдат».
Знамя полка Николай Александрович позднее из храма вынес и поместил дома, в красном углу; предчувствуя арест, он передал его на хранение родственнице. Факт сохранения знамени полка и послужил причиной доноса на него одним из бывших сослуживцев. Николая Александровича обвинили в создании организации бывших офицеров-каспийцев, «сплотившихся вокруг сохраненного знамени полка, чтобы в нужную минуту ударить в тыл Красной Армии».
Н.А. Солодягин и еще шесть офицеров были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны 28-29 апреля 1931 года.
Второй - Мученик Матфей (Соловьев). Сентября 30 (13 октября).
«Мученик Матфей родился 10 октября 1868 года в деревне Сенино Талдомского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ефима Соловьева.
С 1889 по 1893 год он служил в городе Кронштадте в 148-ом пехотном Каспийском полку младшим унтер-офицером. После революции Матфей Соловьев поселился в деревне Сенино и занялся сельским хозяйством. В 1929 году был избран председателем церковного совета Благовещенской церкви села Георгие-Хотча Талдомского района, а также нес послушание псаломщика в той же церкви.
На предложения безбожников отказаться от службы в храме и вступить в колхоз он отвечал категорическим отказом.
10 сентября 1937 года Талдомское районное отделение НКВД арестовало псаломщика Матфея Соловьева по обвинению в антисоветских высказываниях, критике колхозной жизни и антисоветской деятельности.
10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Матфея к расстрелу.
Председатель церковного совета псаломщик Матфей Соловьев был расстрелян 13 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Такими были настоящие представители русского воинства, с благоговением и трепетом хранившие веру народа, его духовные традиции и культуру.
Боевые качества русского воина – стойкость, героизм, мужество и жертвенность были во многом связаны с православным воспитанием. Ведь Церковь всегда внушала своим чадам, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», именно эта заповедь была расположена над Царскими вратами Каспийского храма («Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя»). Церковь стремилась вдохновить воинов, нравственно укрепить, воспитать в них чувство долга и личную ответственность за судьбу Отечества.
Закончить наше исследование хочется словами того человека, с которого мы начали свое повествование:
«Кто близко видел обнаженные головы тысяч людей перед движением на штурм, видел серьёзные лица, губы, шепчущие молитвы, видел затем то спокойствие, которое овладевало массою после молитвы, отдавшей ее на волю Божию, тот никогда не забудет этого зрелища и поймет, какую страшную силу мы имеем в религиозности наших войск» (А.Н. Куропаткин).
            Литература:
- Г.А. Цитович «Храмы армии и флота», Пятигорск, 1913;
- С.А. Сурков «Судьбы храмов, духовенства и мирян Петергофа в годы испытаний (Забытый Петергоф)», СПб.: ВВМ, 2005;
- В.А. Гущин «Церковь Святой Анастасии в Петергофе», СПб, 1999;
- Информацию о Гиммельмане М.Н. предоставил Игорь Юрьевич Полянский-Гиммельман.  
Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

Интернет-проект "Честь имею"/Военный Петергоф. kaspiec.148@mail.ru. 8 (916) 509-01-59