Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы

30 января 2014 - Администратор

 

В.И. Звягинцев.
Выражаю огромную признательность Михаилу Мещанинову за помощь в подготовке статьи.
Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы
148 пехотного Каспийского полка.
Тип военной церкви.
Расположение наших войск преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы.
В 1900 году Военный Министр А.Н. Куропаткин составил на Высочайшее имя доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды»...
На этом подлинном докладе собственною Его Императорского Величества рукою было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года».
По Высочайшему повелению от 23 января 1900 года при Главном Штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного Совета, генерала от инфантерии графа Татищева, при участии Протопресвитера военного и морского духовенства и представителей от Главного Штаба, Главного Инженерного Управления и Высочайше учрежденной при Военном Совете комиссии по постройке казарм и других лиц, для обсуждения вопросов, касающихся удовлетворения религиозных нужд войск и для поднятия их религиозно-нравственного воспитания. Комиссиязакончиларазработкуэтих вопросов, причем выработала особый тип военной церкви, образцовой не по роскоши и убранству, а по вместительности и экономичности сооружения, стоимостью в 40 000 рублей. План ее был предложен на рассмотрение Государя Императора и удостоился Высочайшего одобрения.
1-го декабря 1901 года состоялось Высочайшее повеление:
- «установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты,
- руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви и табелью внутренних размеров войсковых церквей, выработанными Высочайше учрежденной упомянутой выше комиссией» (Приказ по Военному Ведомству от 23 января 1902 г. за № 37).
Проект этот был впервые воплощен именно в Петергофе при строительстве церкви для 148-го пехотного Каспийского полка, освященной во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. «ИмяСвятойАнастасии, данное Каспийской церкви, не было случайным - оно было дано в честь радостного события рождения 5-го июня 1901 года, у царя и царицы - четвертой дочери - великой княжны Анастасии Николаевны. С тех пор Каспийский полк стал праздновать свой полковой праздник 22-го декабря, в день Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы» (Курбатов А.А. Историческая памятка каспийца: 1811–1911. СПб., 1911, с. 58).
Разработан проект был военным инженером Федором Михайловичем Вержбицким. ФедорМихайловичродился в 1846 году, окончил Петербургское строительное училище в 1871 году, преобразованное позднее в Институт гражданских инженеров. Специалист по железнодорожному и казарменному строительству. Работал в Виленской губернии (1871-1882 гг.), Полтаве (1882-1886 гг.), Чернигове (1886-1890 гг.). Преподаватель Школы десятников по строительному делу (1900-е годы). Член правления Общества гражданских инженеров. Надворный советник. Сведения о нем есть в юбилейном издании Института гражданских инженеров. Ф.М. Вержбицкий также был членом Комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства России.
Возможно, при разработке проекта он консультировался с другим влиятельным членом комиссии по устройству казарм, одним из известных петербургских зодчих конца XIX века - Иеронимом Севастьяновичем Китнером. Во всяком случае, проект ему удался: был утвержден лично Николаем II, и автор удостоился премии в 500 рублей.
Ф.М. Вержбицкий решил поставленные перед ним задачи, соединив однонефную базилику в плане с трехчастным объемно-пространственным делением, характерным для определенного типа русских церквей (шатровая колокольня над западным входом, трапезная и глава с большим световым барабаном в восточной части храма). Созданныйимтипцеркви продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине XIX века великим российским архитектором Константином Андреевичем Тоном - автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. Сам К.А. Тон и архитекторы, шедшие в русле его поисков, стремились творчески сочетать традиции русского храмового зодчества с новейшим развитием строительного дела. И проект Ф.М. Вержбицкого отвечал прогрессивным тенденциям в строительстве XX века: с минимумом средств достигать максимальной выразительности и эффектности.
Современники воспринимали церкви, построенные по проекту Ф.М. Вержбицкого, как «красивые». Так, фотографиюхрама Каспийского полка, освященного в 1903 году, напечатал журнал «Нива» со следующим комментарием: «Красивая церковь, в русском стиле...».
Увидев эту фотографию, священник из Волынской губернии прислал в комиссию по вопросам удовлетворения религиозных нужд письмо, в котором просил выслать ему образцовый проект, чтобы строить по нему приходский храм. Он писал: «Церковь по наружному своему облику... мне и прихожанам чрезвычайно понравилась благодаря изящной простоте своих форм и оригинальности стиля».
Состав комиссии.
Строительство церкви, как и всех казарм полка, осуществлялось под надзором особой строительной комиссии, которую возглавлял П.П. Дягилев.
Павел Павлович Дягилев (30.05.1848 - 20.07.1914 гг.) - из дворян Московской губернии. Окончил 1-ю Петербургскуюгимназию и 5 октября 1865 года вступил в службу юнкером в Школу, откуда 17 июля 1867 года произведен корнетом в кавалергарды. В 1878 году - полковник, в 1894 году - генерал-майор, а в 1897-м – командир 2-й бригады 37-й пехотной дивизии.
Замечательный тип русского барина: блестящий офицер, душа компании, весельчак и балагур, хлебосольный хозяин, непосредственный и искренний, без интеллигентской рефлексии и снобизма, он был очень музыкален. В общем, представлял собою живой пример отечественной классики: «Служив отлично, благородно долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался, наконец».
Действительно, в 1890 году Павел Павлович судом города Пермь, где жили Дягилевы с 1882 года, был объявлен «несостоятельным должником», и их имущество было распродано с молотка.
Также в состав комиссии входили:
 - командир 148-го пехотного Каспийского полка полковник барон Ф.Ф. Таубе.
Фёдор Фёдорович фон Таубе родился 15 июня 1857 года. Барон, из дворян Лифляндской губернии. В 1875 году окончил 2-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию, в 1877 году - 1-е военное Павловское училище (по первому разряду). Участвовал в русско-турецкой войне, был ранен и за боевые отличия награжден орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом. У него в жизни будет много наград: восемь российских, семь иностранных, - но за пролитую кровь эта первая и единственная…
Затем учеба в Академии Генерального штаба (1881-1884 гг.), дипломатическая работа (1890-1899 гг.), и в июле 1899 года он, к тому времени уже полковник, поступает в распоряжение начальника Генерального штаба. Вскоре Таубе командует 148-м пехотным Каспийским полком;
- командир 2-го батальона полка, подполковник (с 26.02.1894 года) Николай Францевич Антонович, родился в 1853 году, православный, кавалер орденов Святой Анны 3-й степени (1892 г.) и Святого Станислава 3-й степени (1886 г.);
- строители (гражданские инженеры):
            Василий Васильевич Бочаров, 1861 года рождения. Окончил курс Харьковского реального училища. В 1880 – 1885 годах проходил курс обучения в Петербургском строительном училище. С 1885 по 1887 годы служил в МВД, с откомандированием в ведение Технико-строительной комиссии. Помощникпрофессора И.С. Китнера при строительстве зданий мирового съезда и рынка на Сенной площади в Петербурге.
В 1887 году был откомандирован в составе войсковой строительной комиссии для постройки казарм в г. Ровно, Волынской губернии.
В 1892 году занимал должность руководителя работ на постройке казарм в Тифлисской губернии и
АлександрГлебовичУспенский.
Родился Александр Глебович в семье писателя Глеба Ивановича Успенского и его жены Александры Васильевны Бораевой-Успенской 12 декабря 1873 года в Петербурге, на улице Рубинштейна. Учился в реальномучилище. Поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге и там же посещал библиотеку Академии художеств, где знакомился с материалами, нужными для будущего архитектора. Институт он окончил в 1898 году и был тут же сослан в Черниговскую губернию за участие в деятельности подпольной типографии в Лахте. Отрицать его приверженность революционным замыслам, пожалуй, нельзя. Одного обстоятельства здесь достаточно - террорист Савенков был женат на сестре Успенского и близко сошелся с братом супруги. В 1900 году ссылка Александра Глебовича на Черниговщине закончилась, и он снова в Петербурге. Жил в Петергофе, сначала на Петербургской улице, затем в Старом Петергофе, недалеко от госпиталя;
- делопроизводство комиссии вел штабс-капитан Михаил Николаевич Гиммельман.
Родился Михаил Николаевич 23-го мая 1868 года в Петербурге в артистической семье, сын артиста немецкой труппы Императорских театров Санкт-Петербурга, певца и композитора Николая Николаевича Гиммельмана. В Императорскихтеатрахслужили также дядя, брат и сестра М.Н. Гиммельмана.
Воспитывался во 2-й Санкт-Петербургской гимназии, в 1891 году окончил Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище по 1-му разряду (согласно послужного списка), в 1892 году произведен в подпоручики и выпущен в 148-й пехотный Каспийский полк.
Строительство церкви.
В 1898 году газета «Котлин» сообщила, что «недавно командиру полка было предложено выбрать место в Новом Петергофе для постройки казарм и стрельбища».
Проследим хронологию дальнейших событий строительства полкового храма и его освящения в публикациях этой газеты.
16-го сентября 1899 года:
Из Петергофа нам сообщают, что постройка казарм для переводимого сюда из Кронштадта 148-го пехотного Каспийского полка начнется с весны будущего года. Местом постройки избран участок вблизи Ново-Петергофского вокзала Балтийской железной дороги.
3-го июля 1901 года:
30 июня 1901 года в присутствии императора Николая II состоялась торжественная закладка церкви на территории городка Каспийского полка. Для присутствия при закладке Каспийский полк прибыл из Кронштадта на судне «Ижора» и баржах в Ораниенбаум, а оттуда походным порядком - в Петергоф.
На месте будущего храма был раскинут громадный шатер, в котором приготовлено место для богослужения, где собралось духовенство во главе с протопресвитером военного и морского ведомства А.А. Желобовским, хор певчих был от лейб-гвардии Уланского полка. К двумчасамдня Каспийский полк построился на плацу, вскоре прибыл командующий гвардией и Петербургским военным округом великий князь Владимир Александрович. В три часа к месту закладки храма прибыл Николай II, император был в форме 145-го пехотного Новочеркасского полка. Приняв рапорт командира полка полковника барона Ф.Ф. Таубе, император, поздоровавшись с полком, прошел к месту закладки полкового храма и уложил первый кирпич в основание храма. Пока каспийцы перестраивались для церемониального марша, Николай II рассмотрел план строительства казарм и выслушал рапорт председателя строительной комиссии генерала П.П. Дягилева и гражданского инженера В.В. Бочарова. Затем начался церемониальный марш, после которого Николай II поблагодарил всех офицеров и нижних чинов за парад.
            20-го июля 1902 года:
Сегодня в церкви 148-го пехотного Каспийского полка в Кронштадте состоится последнее торжественное Богослужение после чего церковь будет упразднена вследствие постройки новой церкви полка в Петергофе.
24-го июля 1902 года:
21-го июля в Кронштадте, в церкви 148-го пехотного Каспийского полка состоялось последнее Богослужение, совершенное соборно бывшими священниками о. В. Корольковым, Старопольским и настоящим полковым священником о. Нелюбовым. На Богослужение это прибыли начальник 2-й бригады 37-й пехотной дивизии генерал-майор Дягилев и городской голова К.Л. Карпов. По окончании Богослужения в офицерском собрании полка состоялся оживленный завтрак.
15-го августа 1902 года:
При докладе военным министром генерал-адъютантом Куропаткиным Его Императорскому Величеству о полной готовности вновь сооруженной в Новом Петергофе церкви 148-го пехотного Каспийского полка, во имя Святой Анастасии, Государь Император соизволил изъявить согласие присутствовать при ее освящении. Вдовствующая Государыня Императрица Мария Федоровна также изволила выразить желание присутствовать при торжестве освящения новой церкви.
Вновь построенная церковь Каспийского полка является первой образцовою церковью для пехотного полка и рассчитана на 900 человек. По образцу этой церкви будут строиться церкви для всех пехотных частей русской армии.
Назначение их – содействовать развитию и укреплению религиозно-нравственного чувства в войсках, а необходимость – вытекает из того обстоятельства, что большая часть нашей армии сосредоточена на окраинах, где не имеется православных храмов.
Новая церковь во имя Святой Анастасии заложена в Высочайшем Государя Императора присутствии 30-го июня 1901 года по Высочайше утвержденному плану Главной военной строительной комиссии при Военном совете и выстроена с самыми ограниченными затратами, всего около 42-х тысяч рублей, что при красоте и благолепии ее, представляет очень умеренную цену.
Церковь сооружена против Ново-Петергофского вокзала из кирпичной кладки и имеет форму корабля….
… Полк в настоящее время деятельно готовится к предстоящему в самом непродолжительном времени торжеству освящения своей новой церкви. Командированные в различные места роты 1-го батальона получили предписание возвратиться на место постоянной стоянки и возвратятся: 1-я и 3-я роты из Гатчины 16-го августа, и 2-я и 4-я из Новгорода и Ревеля 18-го августа, после чего, дня за два до освящения, полк в полном составе выступит в Петергоф.
Временно командующим полком полковником В.В. Мищенко приглашен участвовать в торжестве освящения досточтимый отец Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский), который изъявил на это согласие.
Кроме военного и морского начальства города на торжество будут также приглашены и некоторые граждане города во главе с городским головой К.Л. Карповым.
25-го августа 1902 года:
В настоящее время все предпринятые работы близятся уже к концу и в последних числах августа, - как нами уже сообщалось – состоится освящение образцовой полковой церкви.
            Но освящение церкви в 1902 году так и не состоялось. Причиной этому явилось, по всей вероятности, то обстоятельство, что церковь построили, а казармы ещё достраивались и полк, по прежнему, оставался в Кронштадте.
Ещё 4-го сентября 1902 года в газетах появилось сообщение, что «предполагавшееся на этих днях освящение новой церкви 148-го Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе отложено до окончания происходящих в настоящее время больших манёвров под Курском», но манёвры прошли, закончилось лето 1902 года, императорская семья покинула Петергоф 14 сентября и освящение церкви перенесли сначала на декабрь, а затем на весну следующего года.
1-го ноября 1902 года:
31-го октября 1-й и 2-й батальоны 148-го пехотного Каспийского полка выступили из Кронштадта на постоянную стоянку в Новый Петергоф. До Ораниенбаума батальоны были перевезены на портовом судне «Ижора» и портовой барже № 3.
4-го июня 1903 года:
5-го июня в 11 часов утра в Новом Петергофе состоится в Высочайшем присутствии освящение полковой церкви 148-го пехотного Каспийского полка.
Церковь эта замечательна в том отношении, что она является первым новым храмом, построенным согласно проекту, выработанному специальной комиссией, высочайше утвержденной при главном штабе для обсуждения вопросов, касающихся религиозно-нравственных нужд войск.
Сооруженная в весьма короткий срок, церковь эта отличается вместительностью (рассчитана на вмещение 900 нижних чинов) и изящною простотой архитектуры, однако, далеко не оставляющей впечатления казенной постройки.
Она представляет собой одноэтажное каменное здание, выложенное красным кирпичом и завенчанное одним большим куполом над алтарем. Над западным входом – колокольня высотой в 15 сажень, на колокольне повешено 9 колоколов; причем главный колокол весит 168 пудов.
Над входом их всего четыре и над алтарем на крыше храма закреплены 9 железных вызолоченных крестов. Пол внутри церкви устлан разноцветными метлахскими плитками. Художественно сделан иконостас из резного светлого дуба. В нем помещено 13 образов. Как эти образа, так и помещенные внутри купола четыре изображения Святых апостолов, а равно и декоративная живопись по потолку и стенам исполнены масляными красками художника общества вспомоществования недостаточным русским художникам. Посредине потолка укреплена большая бронзовая отделанная эмалью люстра. Эта люстра, вся церковная утварь и священническое облачение приобретены на полковые церковные суммы.
Вся церковная постройка строго выдержанная в русском стиле обошлась в 49 000 рублей.
Тут мы прервем наше хронологическое исследование для того чтобы описать иконостас церкви. Иконостас это символ - образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом, он отделяет мир Божественный от мира сотворенного. Внимательное созерцание иконостаса способно доставить человеческому сознанию глубочайшие представления о судьбах человеческого рода, о тайнах Божественного Промысла, о спасении людей, о тайнах Церкви, о смысле человеческой жизни.
«Массивный иконостас, чрезвычайно красивый, исполнен из светлого дуба в строго византийском стиле». В центре иконостаса расположены Царские Врата. Они названы так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат - северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.
            Изнутри Царских Врат привешена завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.
            Сам иконостас украшен 13-ю иконами. Крайний образ справа («храмовая икона») – икона святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, в честь нее освящена церковь. Там же, но слева, - икона Рождество Христово.
            На Царских вратах в три ряда размещены небольшие иконы Благовещения (посередине) и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» - символ таинства Евхаристии.
            Справа от Царских врат - большая икона Господа Вседержителя на троне. Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука его благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.
            Слева от Царских врат - икона Божией Матери с Младенцем на руках. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами.
            На северных и южных вратах - архангелы Гавриил и Михаил.
            Вверху иконостас завершается крестом.
Над Царскими вратами полукругом расположена надпись: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».
Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

Интернет-проект "Честь имею"/Военный Петергоф. kaspiec.148@mail.ru. 8 (916) 509-01-59